Меню
07.06.2016
Правовой анализ основных положений измененного Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»

Как известно, вопросы, касающиеся изменения судебной системы Украины, были наиболее обсуждаемым в последнее время. Это и неудивительно, ведь лоббированием изменений занимался сам Президент (именно им этот законопроект был определен как приоритетный). Следовательно, вероятность того, что в парламенте не нашлось бы необходимого количества голосов народных депутатов, была крайне невелика. Поэтому, 2 июня этого года законопроект № 4734 был принят («за» — 281). Указанный законопроект призван кардинально изменить судоустройство нашего государства, причем как саму организацию, так и квалификационные требования к судейскому корпусу.

Прежде всего, изменения коснулись количества судебных звеньев и распределения между ними функций и полномочий. Согласно ч.3 ст.17 обновленного Закона, в Украине отныне будет действовать трехуровневая судебная система, которая будет состоять из местных и апелляционных судов, а также Верховного суда. Кроме того, эта же статья предусматривает создание специализированных судов по рассмотрению отдельных категорий дел.

Также изменения претерпел порядок создания и ликвидации судов. Отныне, суды создаются и ликвидируются законом Украины, проект которого вносится на рассмотрение в ВРУ Президентом после консультаций с Высшим советом правосудия. (Ранее эти вопросы решались путем принятия соответствующего указа Президента Украины).

Статьей 21 Закона определен нижний уровень судебной системы, в соответствии с которой:
— Местными общими судами являются окружные суды, которые образуются в одном или нескольких районах или районах в городах, или в городе, или в районе (районах) и городе (городах)
— Местными хозяйственными судами являются окружные хозяйственные суды;
— Местными административными судами являются окружные административные суды, а также другие суды, определенные процессуальным законом.

То есть, из приведенного следует, что законодатель при определении местных судов, оперирует термином «окружной», по нашему мнению это не является целесообразным по отношению к общим судам.
Положения Закона, определяющих территориальную юрисдикцию апелляционных инстанций почти не изменились.

Больших изменений претерпели положения Закона, касающиеся высших специализированных судов. Согласно ст. 31 Закона, в системе судоустройства действуют высшие специализированные суды как суды первой инстанции по рассмотрению отдельных категорий дел, таковыми являются:
— Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности;
— Высший антикоррупционный суд.

Как видим, законодатель таким образом ликвидировал Высший хозяйственный суд и Высший административный суд, и создал два высших специализированных суда, которые будут рассматривать очень специфическую категорию дел, как суды первой инстанции.

Согласно ст. 32 Закона, судьей Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности может быть лицо, отвечающее требованиям к кандидату на должность судьи, которое по результатам квалификационного оценивания подтвердила способность осуществлять правосудие в Высшем суде по вопросам интеллектуальной собственности, а также соответствует одной из следующих условий:
1) имеет стаж работы в должности судьи не менее трех лет;
2) имеет опыт профессиональной деятельности представителя по делам интеллектуальной собственности (патентного поверенного) не менее пяти лет;
3) имеет опыт профессиональной деятельности адвоката по осуществлению представительства в суде по делам о защите прав интеллектуальной собственности не менее пяти лет;
4) имеет совокупный стаж (опыт) работы (профессиональной деятельности) в соответствии с требованиями, определенными пунктами 1 — 3 настоящей части, не менее пяти лет.

Кроме этого, Судьей Высшего антикоррупционного суда может быть лицо, отвечающее требованиям к кандидатам на должность судьи, которое по результатам квалификационного оценивания подтвердила способность осуществлять правосудие в Высшем антикоррупционном суде, а также отвечает другим требованиям, установленным законом.

Также значительных изменений претерпели положения, которые определяли компетенцию Верховного суда Украины. Согласно ст. 36 Закона, Верховный Суд является высшим судом в системе судоустройства Украины, который обеспечивает постоянство и единство судебной практики в порядке и способом, определенные процессуальным законом.

Компетенция Верховного Суда:
1) осуществляет правосудие как суд кассационной инстанции, а в случаях, определенных процессуальным законом, — в качестве суда первой или апелляционной инстанции, в порядке, установленном процессуальным законом;
2) осуществляет анализ судебной статистики, обобщение судебной практики;
3) дает заключения по проектам законодательных актов, касающихся судоустройства, судопроизводства, статуса судей, исполнение судебных решений и других вопросов, связанных с функционированием системы судоустройства;
4) дает заключение о наличии или отсутствии в действиях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или иного преступления; вносит по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о несостоятельности выполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья;
5) обращается в Конституционный Суд Украины относительно конституционности законов, иных правовых актов, а также об официальном толковании Конституции Украины;
6) обеспечивает единообразное применение норм права судами различных специализаций в порядке и способом, определенные процессуальным законом;
7) осуществляет другие полномочия, определенные законом.

Учитывая изменение полномочий Верховного суда, законодатель в ст. 37 также установил внутреннюю структуру.
Отныне составе Верховного Суда действуют:
1) Большая Палата Верховного Суда;
2) Кассационный административный суд;
3) Кассационный суд;
4) Кассационный уголовный суд;
5) Кассационный гражданский суд.
Причем в каждом кассационном суде образуются судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел.

Согласно ст. 38 Закона, судьей Верховного Суда может быть лицо, отвечающее требованиям к кандидатам на должность судьи, которое по результатам квалификационного оценивания подтвердила способность осуществлять правосудие в Верховном Суде, а также соответствует одной из следующих условий:
1) имеет стаж работы на должности судьи не менее десяти лет;
2) имеет научную степень в области права и стаж научной работы в сфере права не менее десяти лет;
3) имеет опыт профессиональной деятельности адвоката по осуществлению представительства в суде и / или защиты от уголовного обвинения как минимум десять лет,
4) имеет совокупный стаж (опыт) работы (профессиональной деятельности) в соответствии с требованиями, определенными пунктами 1 — 3 настоящей части, по меньшей мере десять лет.

Большая палата Верховного суда наделяется следующими полномочиями: в определенных законом случаях действует как суд кассационной инстанции с целью обеспечения одинакового применения норм права кассационными судами; действует как суд апелляционной инстанции по делам, рассмотренным Верховным Судом судом, как судом первой инстанции; анализирует судебную статистику и изучает судебную практику, осуществляет обобщение судебной практики.
Каждый кассационный суд в составе Верховного Суда избирает по пять судей в Большую Палату Верховного Суда. В состав Большой Палаты Верховного Суда также входит Председатель Верховного Суда по должности.

Кроме этого, Законом предусмотрена процедура мониторинга образа жизни судьи, а также необходимость заполнения декларации родственных связей судьи и декларации чесности.
Также законодателем был установлен возрастной ценз для кандидатов на должности судьи. Поэтому, в соответствии с ст. 69 Закона, на должность судьи может быть назначен гражданин Украины не моложе тридцати и не старше шестидесяти пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, компетентен, добродетельным и владеющий государственным языком . Между этим, изменения претерпели положения Закона о финансовом обеспечении судей. Базовый размер должностного оклада судьи составляет: 30 минимальных заработных плат — судьи местного суда; 50 минимальных заработных плат — судьи апелляционного суда, высшего специализированного суда; 75 минимальных заработных плат — судьи Верховного Суда. Кроме этого, также будет выплачиваться вознаграждение, размер которого будет зависеть от выслуги лет, пребывания на административной должности в суде, наличия ученой степени, а также наличия допуска к государственной тайне.
Однако такое повышение заработной платы будет происходить постепенно с учетом заключительных и переходных положений этого Закона.

В конце, хотелось бы отметить, что об успешности изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», по нашему мнению, можно будет говорить только после 2017 года, когда, по словам представителя Администрации Президента, будут в полной мере имплементированы нормы обновленного нормативно-правового акта.

С уважением, Юридическая компания «Lex Legum»