Меню
16.03.2016
Регистрация бизнеса в Украине. Основные аспекты обновленного закона.

26 ноября прошлого года Верховной Радой Украины был принят законопроект с номером 835-VIII. Этот нормативно-правовой акт вносит изменения в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей».

В последнее время сфера государственной регистрации является, пожалуй, наиболее изменчивой и прогрессивной, ведь государство всегда пыталось свести к минимуму препятствия, связанные с регистрацией бизнеса, ведь по их мнению это является залогом развития рыночной экономики. Так, за последние 5 лет к вышеназванному закону было внесено более 50 изменений, что свидетельствует о динамичности развития данной сферы, или о недостаточном качестве нормотворческой техники и отсутствии единого взгляда на реформаторские процессы в законодательстве.

Авторы закона отмечали, что он является прогрессивным и таким, что будет отвечать украинское обыденности. Однако, не прошло и месяца со дня вступления в силу, как проявились его недостатки и неготовность системы государственной регистрации к некоторым новшествам.

А теперь более подробно проанализируем обновленный закон.

1. Первым положительным изменением является определение всего круга отношений, связанных с государственной регистрацией. Статьей 3 определено, что действие закона распространяется на государственную регистрацию всех юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и подчинения, их символики (в случаях, предусмотренных законом), общественных формирований, не имеющих статуса юридического лица, и физических лиц — предпринимателей. Закон о регистрации дает исчерпывающий перечень общественных формирований, на которых распространяется его действие. К таким общественных формирований, в частности относятся политические партии, общественные объединения, профессиональные союзы, их объединения, творческие союзы, постоянно действующие третейские суды, организации работодателей, их объединения, филиалы иностранных благотворительных организаций.

2. Децентрализовано полномочия по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований. Отныне государственная регистрация юридических лиц и физических лиц-предпринимателей может осуществляться:

— Исполнительными органами сельских, поселковых и городских советов, Киевской и Севастопольской городскими, районными, районными в городах Киеве и Севастополе государственными администрациями;

— Нотариусами;

— Аккредитованными субъектами (в данном случае речь идет о передаче части полномочий центрам предоставления административных услуг).

3. Введение единого портала электронных сервисов и персонального кабинета юридического лица, общественного формирования и физического лица — предпринимателя.

Законом о регистрации предусмотрено, что порядок функционирования портала электронных сервисов определяется Министерством юстиции Украины. Очевидно, что речь идет о веб-сайт https://kap.minjust.gov.ua/, функционирование которого будет усовершенствовано технически и на нормативном уровне.

В идеальном варианте портал электронных сервисов должен обеспечивать: представление документов в электронной форме для государственной регистрации, лицензирования видов хозяйственной деятельности, выдачи документов разрешительного характера; контроль за полнотой заполнения заявления о государственной регистрации, лицензирования видов хозяйственной деятельности, выдачи документов разрешительного характера; просмотр состояния рассмотрения представленных документов; доступ к сведениям и документам, определенных этим Законом; обнародования результатов предоставления административных услуг; формирования и представления запросов в электронной форме о предоставлении выписок; просмотр, копирование и распечатка выписки, выписки, других документов и сведений из Единого государственного реестра; уплату административного сбора и оплату предоставления сведений из Единого государственного реестра с использованием платежных систем через Интернет в режиме реального времени; функционирования персонального кабинета; доступ государственных органов, в том числе судов, органов Национальной полиции, органов прокуратуры, органов Службы безопасности Украины, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц к сведениям из Единого государственного реестра.

4. Введение института остановки рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации на 15 календарных дней с даты их представления. Статья 27 предусматривает исчерпывающий перечень, среди которых: представление документов или сведений в полном объеме; несоответствие документов требованиям к оформлению, предусмотренных Законом о регистрации; несоответствие сведений, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, указанным в документах, представленных для государственной регистрации, или сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре; несоответствие сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре; несоответствие регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика или серии и номера паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номером паспорта) сведениям, предоставленным в рамках информационного взаимодействия; неуплата административного сбора или уплата не в полном объеме; представление документов с нарушением установленного законодательством срока для их представления.

5. Увеличен размер административного сбора.
Законом о регистрации установлены ставки административного сбора за государственную регистрацию и предоставление сведений из Единого государственного реестра. Так, административный сбор, который взимается за государственную регистрацию вырос, например, если за государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице в 2015г. выплачивалось 60,90грн. то в 2016 такая услуга будет стоить 413,40грн. Для стимулирования электронного документооборота устанавливается пониженная ставка административного сбора в размере 75 процентов от установленной законом.

Плата за предоставление сведений из Единого государственного реестра также выросла, но не так сильно. Так, получение выписки в бумажной форме в 2016г. будет стоить 70грн. При получении сведений из Единого государственного реестра в электронной форме также применяется уменьшение установленной законом ставки до 75 процентов.
Законом о регистрации предусмотрена возможность проведения государственной регистрации в сокращенные сроки в порядке и на условиях, установленных Кабинетом Министров Украины. Регистрация изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, кроме внесения изменений в информацию об осуществлении связи с юридическим лицом; изменений к сведениям о фамилии, имени, отчества или местонахождения физического лица — предпринимателя осуществляется в течение шести часов после поступления документов, представленных для государственной регистрации, кроме выходных и праздничных дней, — в двойном размере административного сбора за соответствующую регистрацию (что составляет для юридических лиц 830грн. при представлении бумажных документов), а при регистрации в течение двух часов — в пятикратном размере административного сбора за соответствующую регистрацию (2070грн.).

6. Предусмотрена возможность административного обжалования регистрационных действий, отказа в государственной регистрации, бездействия государственного регистратора. Общий срок рассмотрения такой жалобы не может превышать 45 календарных дней.

Учитывая вышеизложенное следует сказать, что данный закон претерпел значительные изменения, как положительных (децентрализация полномочий, определение полного круга правоотношений, создание электронных сервисов), так и отрицательных (повышение стоимости административных услуг, несовершенство формулировок, двусмысленность толкования), однако остается надеяться на постепенное усовершенствование предписаний этого закона с учетом правоприменительной практики.

Юридическая компания «Lex Legum» готова предоставить юридическую консультацию в Харькове по вопросам правоприменения обновленного закона, а также зарегистрировать ЧП и ООО, внести изменения в учредительные документы и сведения, содержащихся в едином реестре, в соответствии с требованиями актуального законодательства.

С уважением, Юридическая компания «Lex Legum»